Псих_Кнф_учт_учн_род

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Конфликт Учитель – ученик — родитель ученика

 

 

Конфликт учитель – ученик — родитель ученика.

 

Обычно конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Вариантов таких конфликтов множество: учитель «невзлюбил» ученика, занижает оценки, срывает уроки учителя и т.п.  

Часто родители, не разобравшись по существу, склонны винить во всем учителя, что не всегда так.

В случае возникновения подобных конфликтов специалисты советуют родителям поступать следующим образом.

Прежде всего, необходимо учитывать человеческий фактор: ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым.

Поскольку, как правило, о конфликте родители узнают тогда, когда он уже разросся, следует быть внимательным к ребенку и, не дожидаясь вызова в школу, определить, что между учителем и учеником возник конфликт. Это можно сделать по некоторым признакам.

Например, ребенок стал терять интерес к учебе; отказывается идти в школу, «забывает сделать» домашнее задание, учебник или тетрадь по какому-либо предмету; имеет тетрадь по определенному предмету намного грязнее, чем другие;  стал плохо  учиться по определенному предмету, а на расспросы отвечает, что ему «плевать», и этот предмет ему «не нужен»;  обнаруживает, неуверенность в себе; имеет множество записей в дневнике о плохом поведении на определенном уроке, иногда ребенок целенаправленно пытается наговорить на учителя, на одноклассников – не видя в себе проблемы, а видя других проблемными (чтобы обезопасить себя в разговоре с родителями, и др.). Используя различного рода ситуации и стараясь себя  обезопасить,  начинает «анонимно» посылать собственные проблемы в разные инстанции, не понимая, что эти проблемы в нем самом, а не в другом.

Заметив эти характерные признаки у ребенка, родителям следует, прежде всего, побеседовать с ним. Цель разговора – дать возможность ребенку высказать то, что его тревожит, рассказать все, что у него накипело, что он думает обо всем этом, как бы он хотел решить назревшую проблему, и хочет ли он ее вообще как-то  решать. При этом  не следует перебивать его и  вставлять свои комментарии.

 

После этого следует пойти в школу и выслушать  другую сторону – учителя, чтобы составить более-менее объективную картинку конфликта. Также  надо поговорить с другими педагогами, расспросить одноклассников, что они думают по поводу этого конфликта. Информации надо  собрать как можно больше. Это поможет составить более или менее объективную картину причин  конфликта и выработать приемлемые пути его решения.

Совет.  

При разговоре с учителем следует исходить из того, что  он тоже человек со своими сильными и слабыми сторонами, симпатиями и антипатиями, своими установками. Не следует «давить на учителя», проявлять агрессию, применять оценочные суждения. Лучше всего говорить на равных, применять дипломатию, так как следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием считается спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию учителя. Главное – убедить педагога в том, что родители  видят в нем союзника,  что родители и учитель должны выступать единой командой.

 

Если  с учителем состоялся конструктивный разговор, установлены причины конфликта, то можно договориться, что делать учителю и родителям, исходя из установленных причин.

Возможные причины конфликтов между учителем и учеником:

§  отсутствие единства в требованиях учителей;

§  чрезмерное количество требований к ученику;

§  непостоянство требований учителя;

§  невыполнение требований самим учителем;

§  ученик считает себя недооцененным;

§  учитель не может примириться с недостатками ученика;

§  личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость).

 

Возможные причины конфликта между учителем и родителями:

§  разные представления сторон о средствах воспитания;

§  недовольство родителя методами обучения педагога;

§  личная неприязнь;

§  мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.

 

Алгоритм решения школьного конфликта

1.      Прежде всего — спокойствие.

2.      Объективный анализ ситуации.

3.      Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

4.      Выявление общей цели, способов решения проблемы для достижения поставленных целей.

5.      Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Предпринимаемые действия должны быть направлены на устранение  причин  конфликта.

Например, если ребенок  проявляет агрессию, с учителем надо обговорить вопросы его перевоспитания. Если ребенок является жертвой нападок со стороны одноклассников и учителя – попробовать поговорить с  учителем, классным руководителем, чтобы всем вместе постараться поднять авторитет ребенка в классе. Если тема отметок актуальна не только для одного ученика, можно поднять ее на родительском собрании, обратиться к администрации школы, в органы управления образованием  с требованием назначить комиссию для урегулирования возникшего конфликта.

 

Совет. 

Если ученик или его родители  считают, что учитель придирается к ученику, занижает отметки, то не дожидаясь,  когда ситуация перерастет в конфликт, родителям стоит встретиться с учителем и высказать ему свои претензии, выслушать критерии оценки работы ученика, постараться понять друг друга и прийти к согласию. Если согласие достигнуто, то ребенок не будет бояться, что его недооценивают, перестанет тревожиться и ситуация изменится к лучшему, ведь когда детям кажется, что их учитель не любит, они и предмет учить  перестают. Также стоит поступить и в том случае, если по данному поводу родители будут приглашены в школу учителем.

 

Радикальным способом разрешения конфликта – смена класса, школы,  когда стороны не в состоянии разрешить конфликт. При этом родителям рекомендуется сформулировать для себя требования, которые они хотят, и спросить у самого ребенка, хочет ли он уходить из школы.

Совет. 

При разрешении конфликта надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

Ничего не надо доказывать, ибо в конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться.

Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Надо искать выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обеих сторон.

Независимо от результата разрешения противоречий не следует разрушать отношения.

 

 

Притча  «Груз обид»

 

Ученик попросил учителя:

— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми картофель, напиши на нём имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. — Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

— То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

 

При подготовке использованы материалы:

https://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=47976#close

http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4306

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikty-v-shkole.html

http://sok.bspu.ru/YangPed2/?p=208

http://www.aif.ru/health/children/15985

 https://pritchi.ru/id_8148

Дата последнего обновления страницы 27.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»